Воскресенье, 25.08.2019, 23:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
...

Акбулакская центральная районная библиотека им. Правдухина

Все о краеведении

«Библиотека и  краеведение: новые направления в работе»

 

Краеведение – одно из приоритетных направлений библиотек. В основе него любовь родному краю, знание его истории, на которых только и может осуществляться рост духовной литературы. «Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» - так говорил академик Дмитрий Лихачев. Он отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную  оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей похожих на иссушенное растение – «перекати поле». В этих словах – ключ к успеху в краеведческой работе. Представим краеведческую работу в виде странной логической цепочки:

- познание наследия;

- воспитание у читателей чувства уважения, любви к нему, желания служить ему;

- продолжение и обогащение к личным вкладам;

Осознание причастности к Родине, своему народу, культуре начинается у ребенка с любви к близким, семье, родному дому, и наоборот, отсутствие  привязанности к своему очагу приводит к ощущению оторванности от Родины, духовному одиночеству, потери исторической памяти. Когда-то. В старину, в семью не принимали жениха, если тот не мог вспомнить своих корней до седьмого колена. А что говорить о семьях дворянских? Где летопись велась в специальных дневниках. И были известны не только прапрадеды, но и их троюродные дядьки. Нам сегодняшним, не представляющих себя участниками великого  таинства – смены поколений и эпох – необходимо постигать родоведение, одно из  основных направлений краеведения. Тех, кто не уважал и не  знал своих предков звали «Иванами не помнящими родства».

Неплохо было бы библиотекарям организовать такой конкурс, как  «Моя родословная», «Мои корни на земле». Наиболее интересные работы, в которых отслеживается несколько поколений можно поместить в альбом или накопительную папку по истории вашего села, например, под таким названием, как «Люди нашего села» и др. Цель таких  мероприятий: проведение молодежи; воспитание интереса и любви к своей семье, родственникам, истории рода, содействие  литературно  художественному творчеству молодежи. Можно предложить своим читателям конкурсы «Краеведческие миниатюры» (о своем селе, истории, природе, людях). « О чем рассказала фотография в семейном альбоме», «Милые, добрые, мудрые» (о бабушках), «Дедушкины медали. Всю эту работу  можно вести совместно с учителями литературы, истории и географии. Можно взять в библиотеку интересные рефераты школьников, тоже оформить в тематические папки. Таким образом, материал о прошлом семьи, людях своего села, библиотекари восстанавливают  историческую связь поколений, их преемственность. Примета сегодняшнего краеведения – бум поисковой работы, по сути исследовательской работы.

 

 При этом изучается не только история села, знаменитых односельчан, но и о частной «жизни» «маленького человека», составляются алогические «древа», того или иного местного семейства.

Если библиотеки есть почти в каждом селе, музей редкое исключение. Функции музея берет на себя библиотека. Библиотеки хотят иметь свое лицо. Музейная ориентация этому способствует. Музеи при библиотеках создаются по велению времени. Поскольку в библиотеках работают квалифицированные, постоянные кадры и, как правило, они пользуются авторитетом и доверием местных жителей и именно им, передают, завещают исторические экспонаты. Пока экспонат находится  в семье, он является достоянием одной семьи, а в библиотеке – музее он достояние всех жителей села. Как правило, музей при библиотеке возникает по инициативе самого библиотекаря. Вот, например,  работает в Веселовской – 2 библиотеке уже более 30 лет Левченко Г.Г., человек инициативный, творческий, и уважением в селе пользуется, а то кА бы иначе отдавали в библиотеку свои семейные реликвии, долго хранили в семье. Сначала Г.Г. организовала краеведческий кружок, ребята помогали в поисковой работе. Она оформила стенды, альбом по истории села, где были фотографии, воспоминания старожилов, затем в библиотеке стали появляться экспонаты, предметы старины, быта, конечно приходилось просить, убеждать, но все-таки экспонаты были собраны.

Каковы же функции такого комплексного учреждения культуры, как библиотеки – музеи.

- выполнение всех функций массовой библиотеки, дополнение и обогащение их по мере возможности и потребности музейными функциями;

- оказание практической помощи школе, другим учреждениям культурного комплекса, сельской администрации, общественным организациям и движениям (например, дням культуры украинского народа и др.)

Фонды библиотечного музея рассматриваются (книжные и музейные) по истории села не только как хранилище, но и как информационный источник ее развития: кто, когда, как и что вложил в историю села. Единственное препятствие для организации библиотеки музея – это очень маленькие площади наших библиотек. В некоторых библиотеках будет просто негде поставить экспонаты, не говоря о том, чтобы развернуть выставку экспозицию. Библиотеки помогают сохранению и развитию культурной среды, о важности которой писал Дмитрий Лихачев «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его привязанности к родовым местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».

Таким образом, библиотека музей, как инновационная отечественная форма сохранение духовной культуры. Является жизненно важной перспективной и требует дальнейшего осмысления и развития. Основа библиотеки музея в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными организациями и учреждениями, в селе со школой (там ведется поисковая работа, собрал богатейший материал по истории села). Конкурс краеведческий в ДДТ, лучшими были Шкуновская, Шаповаловская, Советская. А также необходимо сотрудничать с районным архивом, с краеведческим историческим музеем, который имеет статус районного и входит в состав нашего отдела культуры, его работники помогут вам в сборе материалов.

Возрастающий интерес к своему историческому прошлому, истории своей Малой родины – это естественное явление. Не случайно в трудах Карамзина, Толстого и других классиков литературы и истории прошлое названо фундаментом будущего, а уважение к нему – признаком просвещенности.