Воскресенье, 25.08.2019, 22:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
...

Акбулакская центральная районная библиотека им. Правдухина

Сценарий "Вслед за ниточкой пуховой"

« Вслед за ниточкой пуховой»

(презентация книги Бушухиной И.  «Оренбургский пуховый платок», к 265-летию Оренбургской губернии)

 

…Вряд ли найдется во всей России человек, никогда не слышавший песню «Оренбургский пуховый платок»  и не видевший это уникальное рукотворное чудо.

Оренбургский пуховый платок – название собирательное: это  и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок – «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка.

«Отчего всякий раз обновлено светлеет и радуется душа, отчего охватывает тихий трепет нежности и удивления, когда берешь в руки оренбургский ажурный пуховый платок? Отчего желанным экспонатом входит он в залы международных выставок народного искусства, поэты и композиторы слагают песни, а многие писатели пишут о нем книги?»

Об истории знаменитого народного промысла, о животрепещуших его проблемах рассказывают книги Ивана Уханова «Оренбургский платок», «Сказ о песенном платке»; об условиях жизни и труда оренбургских мастериц поведал в своем литературном произведении «Оренбургские платошницы: очерки пуховязальной окраины» Николай Струздюмов, но как ни странно, промысел не был предметом серьезных исследований.

Сегодня, уважаемые читатели, мы пригласили Вас на презентацию новой книги, посвященной оренбургскому платку. Это книга-альбом известного искусствоведа, заведующей научно-исследовательским отделом  Оренбургского музея изобразительных искусств Ирины  Бушухиной «Оренбургский пуховый платок». Это  первый и единственный научный труд, наиболее полно отражающий историю традиционного промысла Оренбуржья. Книга издана в 2005 году, печатным домом «Димур». Настоящее издание – дань уважения мастерам и умельцам, создавшим на оренбургской земле это чудо. Десятилетиями по крупицам автор собирала исторические факты и документы, встречалась с мастерицами- пуховницами, чтобы написать строгую и вместе с тем поэтичную историю оренбургского пухового платка. Интересное повествование сопровождается красочными иллюстрациями фотохудожников Александра Мирзаханова и Валерия Бушухина. Съемки велись более полугода: цветение лугов, ческа коз, знаменитые мастерицы, фотомодели, коллекционные музейные платки, архивные документы – все эти фотоснимки органично вошли в книгу- альбом. А приложением  к изданию является DVD- диск  с документальным фильмом Юрия  Карасевича «Оренбургский пуховый платок». Фильм не повторяет книгу, а дополняет её. Давайте отправимся в путешествие по главам замечательной книги Ирины Бушухиной  « Оренбургский пуховый платок».

Мелькают руки пуховниц,

Их замыслам послушные.

Плывут узоры с тонких спиц,

Как облака воздушные.

 

И вот рождается мечта

Движеньями искусными.

Зовется эта красота

Платками Оренбургскими.

Оренбургский пуховый платок - это яркое явление  в истории  декоративно – прикладного  искусства России.

По народному поверью, паутина, летающая в воздухе во время бабьего лета, - не паутина вовсе, а пряжа богоматери. Повезет той рукодельнице, которая сумеет ее поймать, -  всегда-то работа у нее будет спориться!

Достался бесценный дар  оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине, платках разнеслась по всему белому свету.

Река времени стерла имя казачки, спрявшей первой невесомый клубочек пуховой нити, связавшей тот единственный платок, которому позавидовала вся округа и затем переняла опыт, который передавался и оттачивался от поколения к поколению. В результате этого коллективного опыта сложилась художественная система промысла и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. О зарождении пуховязального ремесла на оренбургской земле рассказывает   первая глава книги «Вслед за ниточкой пуховой».

Существование пуховязального промысла  на протяжении более 200 лет доказывает, что это художественное ремесло настолько же органично для Оренбуржья, насколько шитье из оленьего меха для Севера или керамика для Средней Азии.                                                                                                                                                                  

Своей славой оренбургский пуховый платок обязан не только талантливым мастерицам-вязальщицам, но и качеству удивительного козьего пуха. О его особенностях повествует  следующая глава книги «Уникальный климат, уникальный пух».

Первыми, кто обратил внимание на уникальное качество пуха местной породы коз, был известный русский ученый Петр Иванович Рычков. В своей статье «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году Петр Иванович высказал предложение: организовать в нашем крае пуховязальный промысел. А в 1835 году уже другой ученый, изучавший Оренбургский край, Владимир Иванович Даль поднимает вопрос об уникальном пухе как предмете, достойном государственного интереса.

В чем же уникальность оренбургского козьего пуха?

Оренбургская порода коз – единственная в нашей стране,  обладающая самым тонким,  эластичным пухом, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость, естественная однотонная окраска (белая или серая), малая теплопроводность. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение, при его переработке. Но, пожалуй, самым важным является его мягкость. Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине. Эти особенности  козьего пуха формируются под влиянием  климата Оренбуржья: суровая зима, и сильные бураны при  20 -30 градусов мороза, постоянные ветра и резкие перепады температуры, разнотравье  степных пастбищ.

Существовало множества попыток разведения  оренбургских коз в разных странах, но безуспешных.  Например, любопытна  история, рассказанная   В. И.   Далем о неудачном разведении пуховых коз во Франции: в начале 19 века владельцем парижской фабрики по изготовлению знаменитых шалей (шали-терно) господином Луи Терно было закуплено 1300 коз. Но вскоре оказалось, что при содержании животных в новых условиях  свойства козьего пуха изменились. Французы, к своему изумлению обнаружили, что пух стал непригодным для производственных целей.

         В дальнейшем предпринимались попытки организовать поставку уже не коз, а козьего пуха. В частности, в той же Франции из привозного пуха вырабатывались шали под названием «Каша». В Англии было организовано крупное предприятие по выработке пуховых платков «Имитация под Оренбург». Но оренбургские платки были настолько хороши, что никакие аналоги не могли с ними сравниться. Они покорили мир.

И в январские метели

Вспоминают люди мастериц.

В Лондоне,  Брюсселе,

В Праге и Марселе

Тоже прославляют

Наших пуховниц.

                  Впереди простор безбрежный

                  Обойди всю землю, облети.

                   Паутинок нежных,

                   Как пушинок снежных,

                   Лучше оренбургских

                   В мире не найти.

О мировом признании оренбургского пухового платка поведает глава «Покоритель мира».

 Своя особая жизнь в степях – глухая, дремотная. Здесь тысячи людей не видали железных дорог. Они знают: есть город Ташкент, Оренбург, Орск, Москва, но многие из них не слышали о Берлине, Лондоне, Париже. Но зато Берлин, Лондон, Париж знают об этих степях, знают, что отсюда идут к ним прекрасные платки из шелковистого пуха. С каждым годом увеличивается на них спрос, с каждым годом растет их экспорт.

Вторая половина 19 века для оренбургских пуховых платков ознаменовалась триумфальным шествием по миру, их с удовольствием демонстрировали на различных выставках.

В 1851 году на Всемирной выставке сельского хозяйства и промышленности в Лондоне оренбургские пуховые платки впервые были представлены европейской публике. Они были удостоены одобрения Королевской Лондонской комиссии. Им были присуждены особые медали. В дальнейшем оренбургские платочницы  неоднократно были участниками и призерами различных российских и международных выставок и ярмарок. Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру:  Буэнос-Айрес,  Лейбциг, Шанхай, Дели, Стокгольм, Вена.

На Всемирной выставке в Брюсселе произошел любопытный случай, подтверждающий высокий статус оренбургского платка: советская делегация долго выбирала подарок для королевы Бельгии. Хотелось подарить что-то особенно, близкое женскому сердцу. Остановились на пуховом платке. И не ошиблись. Королевской особе подарок очень понравился. Ажурная, белая, как пена, оренбургская шаль была принята королевой с искренней благодарностью и со словами восхищения мастерством пуховниц.

            Носят в Риме и Марселе

            В зимний вечер – вечерок

            Премированный в Брюсселе

            Оренбургский наш платок.

Практика участия в крупных международных и российских выставках, успех, признание и большой спрос, сделали вязание доходным делом. Что послужило толчком, для образования  пуховязальных артелей, промхозов, а затем фабрики  «Оренбургский пуховый  платок».

Но события, круто изменившие жизнь страны, отразились  на судьбе пуховязального производства, предприятие «Оренбургский  пуховый платок» закрылось, народный художественный промысел вернулся к тому первоначальному состоянию, когда тысячи вязальщиц вновь стали кустарями –одиночками. Повториться ли история,  или события примут иной оборот – покажет время. Пока же мастерицы, лишившись поддержки государства, сами решают проблему  реализации платков.  

Зарумянились зарницы,

Дуют в поле ветры степняки.

Вяжут пуховницы,

Наши мастерицы,

Вяжут всем на радость

Дивные платки.

         Под баяна переборы

На окно морозное гляжу,

Снежные просторы,

Чудные узоры

На платок ажурный

Я перевожу.

Проблескивают спицы в невесовом облаке паутинки. Постукивают бусинки. Бабушка, мать, дочь – три поколения, как и двести лет назад, вяжут ажурные узоры. Издавна девочек обучали вязанию в семье, только в семье.  Основные профессиональные навыки передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке, вхождение в общее семейное дело было естественным, как всякий домашний труд. Учили вязанию, как правило, не на образцах, а сразу вязали первый платок  из недорогого материала, чаще из шерсти. Первый детский платок   непременно  продавали. Это было одной из неписанных норм  народной педагогики, служило большим стимулом для дальнейшей самостоятельной  работы будущей мастерицы. К совершеннолетию девочки становились настоящими квалифицированными вязальщицами, сразу вливались в рабочий ритм промысла. Семейная профессия предавалась по наследству, что по сути являлось гарантией жизнеспособности промысла. Незаконченный бабушкин платок довязывала внучка,  продолжая дело ее жизни.   О семейных традициях пуховязания  говорится  в главе  «Мастерство как наследство».

         Любуюсь я, как руки ходят ловко,

          Какая связь меж ниткою и мной!

          Узор красив: в нем так негромко чувство,

         Так мысль замысловата и тонка, -

         Почти на грани чистого искусства

         Живая нить дрожит вокруг клубка.

         И руки ходят гибкие, как змеи,

         И нитки все сверкают как в огне.

Сколько платков, столько рисунков, орнаментов. Сколько богатств несет в себе наш край, столько и узоров… То блестит он лучиками солнца, то расстелется полосками, то радует крутой волной реки, то искрится снежным блеском, то струится белой змейкой. То вдруг почудится в них знаменитый уральский цветок, то зашелестят елочки, покрытые инеем.  О неиссякаемой фантазии  мастериц  рассказывается в главе «Веками выверен узор».

На протяжении веков рождались и совершенствовались оренбургские узоры. Уже один перечень названий традиционных оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: «Ягодка», «Змейка», «Горох», «Рыбки», «Кошачьи лапки» - все это плод личной изобретательности самих вязальщиц.

В Акбулакском районе издавна многие женщины занимаются пуховязанием. Сегодня на нашей презентации присутствуют мастерицы-вязальщицы пухового платка  Шрамко Нина Афанасьевна, Мараховец Клавдия Ивановна.

Вопросы:

1)    В вашем роду были пуховязальщицы? Кто научил вас вязанию платков?

2)    Помните ли вы свой первый платок? Какой он был?

3)    У каждой мастерицы свои узоры, откуда берутся ваши узоры?

4)    Пуховязание для вас увлечение или доходный промысел? (Если да) Трудно ли вам реализовать свои изделия?

 

Расскажи, моё сердечко,

Что любви счастливой не таю.

Выйду на крылечко.

В золото колечко

Дымку-паутинку

Пропущу свою.

Мастерство вязальщицы издавна проверялось изящным приемом: ажурный платок протягивали через колечко. Это зрелище всегда завораживает. Огромное облако платка непостижимым образом проскальзывает через крохотное колечко  и снова раскрывается как бутон белой розы. Создание такого платка очень трудоемкий, долгий процесс: от чески  пуха до готового изделия, требующий от мастерицы много сил, терпения,  умения. Для его изготовления нужны особые приспособления, о которых расскажет глава «В мастерской вязальщицы».

Следующая глава «Под сенью музея искусств» повествует об удивительной коллекции оренбургских пуховых платков.

Пуховый промысел – часть истории оренбургского края. Есть люди, которые поддерживают этот вид декоративно-прикладного искусства – это работники Оренбургского музея изобразительных искусств. В музее представлены почти все художественные промыслы Уральского региона. Среди них – уникальная, единственная в России коллекция всемирно известных оренбургских пуховых платков.

Не все периоды истории промысла отражены в коллекции одинаково полно. Первая половина 20 века показана лишь единичными работами. Авторы  многих платков, как правило, не известны. Одним из самых редких экземпляров является паутинка семьи Бутовских. Это белый ажурный платок самый легкий в коллекции. Он весит всего 40 грамм, когда другие от 80-120 граммов.

Наиболее полно представлена вторая половина 20 века, где известны и авторы и место изготовления. Основой коллекции стали работы вязальщиц села Желтое  Саракташского района, которые органично дополняют теплые и ажурные платки мастериц из Оренбургского, Орского, Кувандыкского Медногорского и других районов области.

                    Большая роль в сохранении и развитии традиций ажурного вязания принадлежит Ольге Александровне Федоровой потомственной вязальщице из села Желтого. Ольга Александровна первая и единственная из пуховниц, член Союза художников  Российской Федерации. На протяжении многих лет она была главным художником комбината Оренбургских пуховых платков. Произведения О.А. Федоровой – это золотой фонд  музея.

Ценными источниками пополнения коллекции были и остаются дары от частных лиц, произведения, приобретенные на средства спонсоров и во время проведения выставок.

  Музей изобразительных искусств остается единственным учреждением, которое старается сохранить и поддержать этот вид декоративно-прикладного искусства. Если не сохранить коллекцию, вымрет присущее только нам, оренбуржцам, уникальное мастерство.  Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее и не оборвется пуховая ниточка, сплетая в узор события страны и судьбы людей, счастье человеческое и славу оренбургской земли.

                    Сегодня мы провели краткий экскурс по страницам книги- альбома  Ирины Бушухиной «Оренбургский пуховый платок». А если вы хотите получить более полное представление о предмете нашей гордости, прочтите эту книгу, не пожалеете. В ней есть чем полюбоваться,  есть о чем узнать.             

Песня об Оренбургском крае.       

Составители сценария:

Тайкешева А.Ж. – зав. отделом обслуживания читателей Акбулакской центральной районной библиотеки,

Горбулинская Н.В. – зав. юношеской кафедрой Акбулакской центральной районной библиотеки,

Мараховец Л.В. – библиограф отдела обслуживания читателей Акбулакской центральной районной библиотеки.

Байтулиева Ю.В. – библиотекарь краеведческого отдела Акбулакской центральной районной библиотеки.

 

 

Список используемой литературы:

1. Борисова, Г. Наш пуховый талисман / Г. Борисова // Оренб. край.- 2004.- №4.- С. 40-41.

2. Бушухина, И. Оренбургский пуховый платок [Текст] / И. Бушухина.- Оренбург: печатный дом «Димур», 2005.- 264 с.

3. Бушухина, И. Оренбургский пуховый платок [Альбом]: Т. 1 / И. Бушухина.- Оренбург: ООО «Оренбургское книжное изд-во», 2007.- 160 с.- ил.

4. Бушухина, И. Ромбический круг [О композиции и элементах орнамента оренбургской паутинки] / И. Бушухина // Гостиный двор.- 2001.- № 11.- С. 202-206

5. Даль, В.И. О козьем пухе [Текст] / В.И. Даль // Гост. Двор.- 2001.- №11.- С.222-227.

6. Мелодии степного края [Текст] / Сост. В.И. Хрупин.- Оренбург: изд-во «Летопись».- 2004.- 208 с.

7. Ой ты, батюшка – Оренбург-город [Текст]: сбор. Песен из репертуара оренбургского государственного академического русского народного хора / Сост. Л.И. Райкова.- Оренбург: Оренб. книж. Изд-во, 2000.- 116 с.

8. Свирина, Н. Времен связующая нить / Н.Свирина // Там же.- С. 193-201.

9. Чемерис, Е. Оренбургская паутиночка [Литературно-музыкальная программа]: сценарий / Е. Черемис // Сценар. и репертуар.- 2005.- №17.- С. 28-38