Воскресенье, 25.08.2019, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
...

Акбулакская центральная районная библиотека им. Правдухина

Неизвестный В.П. Правдухин

                  
                              В.П. Правдухин
        / Био-библиографическая справка/

Валериан Павлович Правдухин родился 21 января /2 февраля/ 1892г. в станице Таналыкской Орского уезда Оренбургской губернии в семье псалемщика Павла Ивановича Правдухина; мать - Анна Нестеровна происходила из семьи бедного крестьянина. Отца вскоре перевели в Уральскую область, и вся семья в 1899 году переехала в поселок Каленый. Здесь Валериан играл в детские игры, бегал со сверстниками рыбачить на Урал. Он страстно любил природу и, будучи очень наблюдательным, уже восьмилетним мальчиком знал всех пернатых обитателей каленовских лугов и степи. Со старшими братьями ездил на охоту. С 1899г. до 1903г. Валериан учился в пос. Каленый, у дьячка, а в 1903 году поступил в Уральское духовное училище. Учился хорошо, получал стипендию. После окончания училища /в 1908 году/ зачисляется в Оренбургскую духовную семинарию, также со стипендией. В январе 1912 года исключается из семинарии за участие в митингах и за бунт. Сдаёт экзамены экстерном в Оренбургской мужской гимназии и. со званием народного учителя, назначается в Акбулакскую школу Тургайской области. В конце 1913 года - начале 1914года Валериан Правдухин участвовал во Втором Всероссийском съезде учителей им. Ушинского. Сделал доклад о развитии творчества, принятый учителями восторженно. Доклад был напечатан в 1914 году в Петербургском журнале №3 «Учитель и школа»./стр. 16-31/. В этом же журнале /№13-14 за 1914г./ была напечатана его содержательная статья «Народный учитель и литература» /стр. 4-19/. В 1914 году В. Правдухина уволили из Акбулакской школы по доносу «за явно выраженные революционные убеждения». Осенью 1914 года он поступает на историко-филологический факультет университета Шанявского и блестяще его заканчивает. В период учебы в университете трое старших братьев помогали ему материально. По окончании университета возвращается в Оренбуржье, работает учителем и земским лектором. Очень одаренный человек, он вместе с Л.Н. Сейфуллиной пишет пьесы для детей, и оба они отдают все силы организации библиотек, детских домов, клубов, читален. По инициативе В. Правдухина был организован народный университет, где он читал лекции по классической литературе. Выступал с докладами и лекциями в красноармейских частях и рабочих клубах. В 1920 году написал пьесу «Новый учитель» /Трудовая артель/ в 3-х действиях; она была выпущена в Челябинске в том же году /тиражом в 500 экз./. Ставили ее в театрах города и области, а также и в Москве. Написанный тогда же рассказ «Конец Федора Чепука» был напечатан в сборнике «Огниво», изданным в Челябинске в 1921 году. Сбор пошел в пользу нуждающихся писателей. Осенью 1921 года В.П. Правдухин переезжает в Новониколаевск /Новосибирск/, где работает в Сибгосиздате. Вместе с Емельяном Ярославским, Л.Н. Сейфуллиной, Ф.А. Березовским, Д. Тумаркиным и М. Басовым, В. Правдухин создает журнал « Сибирские огни», первый номер которого вышел в марте 1922 года. Он активно участвовал в редактировании журнала, писал критические статьи и рецензии на книги. В 1923 году Л.Н.Сейфуллина и В. Правдухин переехали в Москву. В конце 1923г. - начале 1924г. В.П. заведовал литературно-художественным отделом журнала «Красная звезда», сотрудничал в журнале «Красная новь», как критик. В 1923 году Л.Н. и В.П.уехали в Ленинград, где жили около семи лет. В апреле 1931 года перебрались в Москву, на постоянное место жительства. Разносторонний спортсмен и страстный охотник, В.П. правдухин побывал на Кавказе, на Алтае, в Тихвийских лесах и других районах нашей необъятной Родины. Много раз бывал он и в родном Приуралье.В 1928 году организовал экспедицию на лодках по Уралу. Участниками были братья Правдухина, Л. Сейфуллина, биолог В.О. Калиненко и писатель Алексей Толстой, запечатлевший эту поездку в 1929 году в художественном очерке «Из охотничьего дневника». В 1936 году состоялась последняя поездка В. Правдухина с друзьями на лодках по Уралу. В.П. Правдухин автор нескольких книг и лучшие из них - «Годы, тропы, ружье» - сборник охотничье - этнографических рассказов и «Яик уходит в море». Многоплановый исторический роман из жизни уральских казаков последней четверти XIX века. По свидетельству Л.Н. Сейфуллиной и ее сестры Зои Николаевны, В.П. Правдухин оказывал большое влияние на творчество Л. Сейфуллиной, тогда все ее произведения редактировались им. В соавторстве с Л. Сейфуллиной В. Правдухин создал ряд пьес. Самая значительная из них - «Виренея», ставившаяся сотни раз в театре Вахтангова; был напечатан текст для оперы «Черный Яр», ставившейся в Ленинграде / в кол-ве 300 экз., 1931г., издательство «Художественная литература»/. В 1925 году Правдухин писал сценарий к кинофильму «Виренея». В последние годы в литературе появился ряд воспоминаний о Правдухине: в книге Шмакова А.А. « Наше литературное вчера» /Челябинское изд-во, 1962 год/, в книге Е.Н. Пермитина «Охотничье сердце» и в его же «Поэме о лесах» /изд-во Московский рабочий», 1962г., 1970г., в книге Г. Серебрякова «Странствия по минувшим годам» /Москва. Изд-во «Советский писатель», 1965г./, в книге Н. Смирнова «Золотой плес» /Советский писатель, 1969./. Все это говорит о большом интересе общественности к писателю.    




Певец Приуралья.

 

Нет, не баловали наш степной поселок знаменитости. Не увековечены здесь имена великих писателей, урожденных в Акбулаке, имена известных путешественников. И все же два имени, с кем связан Акбулак, мы назовем – это Юлиус Фучик и писатель Валериан Павлович Правдухин. И сегодняшняя наша встреча посвящается одному из них – писателю Валериану Павловичу Правдухину. Сегодня мы хотим вас познакомить с жизнь, творческой деятельностью писателя, бывшего учителя Акбулакской школы и мы этим безмерно гордимся.

Валериан Павлович -  наш земляк. Родился он 2 февраля 1892 года в станице Таналыкской Оренбургской губернии в семье сельского псаломщика (служитель церкви, помогающий священнику совершать обряды). Мать Павла Ивановича – Анна Нестеровна – происходила из семьи бедных крестьян. Отца вскоре перевели в Уральскую область и вся семья в 1899 году переехала в п. Каленый. Здесь Валериан играл в детские игры, бегал со сверстниками рыбачить на Урал, он страстно любил природу и, будучи очень наблюдательным, уже восьмилетним мальчиком знал всех пернатых обитателей каленовских лугов и степей. Со старшими братьями ездил на охоту.

С 1899 до 1903 г. Валериан учился в п. Каленый, у дьячка, а в 1903 году поступил в Уральское духовное училище. Учился хорошо, получил стипендию. После окончания духовного училища зачисляется  в Оренбургскую духовную семинарию, также со стипендией. В январе 1912 г. исключается из семинарии за участие в митингах и за бунт. Сдает экзамены экстерном в Оренбургской мужской гимназии и, со званием народного учителя, назначается в Акбулакскую школу Тургайской области. Приехав в Акбулак Валериан Правдухин с горячим рвением отдает себя делу народного просвещения. Будучи последователем системы Льва Толстого, он развивает в  учащихся творческое отношение к природе, явлениям жизни. Особое внимание уделяет преподаванию литературы. Бывшая его ученица, тоже посвятившая свою жизнь учительскому труду, Н.Д. Веклова вспоминает: «В 1913 году я училась в третьем классе Акбулакской школы. Классным руководителем у нас был Валериан Павлович Правдухин. В своем обращении к ребятам он был очень прост, и мы все его любили. Валериан Павлович жил при школе. Часто по вечерам мы собирались в его крохотной комнатке, рассказывали веселые, занимательные истории разговаривали о школьных делах или просто выходили на улицу, и Валериан Павлович рассказывал нам о звездах, созвездиях, что очень противоречило священному писанию о боге.

Валериан Павлович очень интересовался чучелами птиц. Их у него было множество, и когда мы приходили к  Валериану Павловичу, он рассказывал о каждом из них подробно. По воскресеньям мы часто выходили на луг и вместе со своим учителем играли в разные игры. Директор школы и священник ненавидели его, часто ругали его за привязанность к детям, считали его еретиком. Мы, его ученики, услышав об очередной ссоре, часто выстраивались у двери учительской и старались хоть чем-то помочь своему учителю – ведь ссора то была из-за нас».

В конце 1913 года он едет в Петербург на Всероссийский съезд учителей, где выступает с докладом «Развитие творчества в детях». Но после возвращения с учительского съезда в Акбулак В. Правдухина по доносу «за явно выраженные революционные убеждения» мешают работе в школе. Он уезжает в Москву, где близко сходится с Сергеем Есениным (позже он посвящает его творчеству критические статьи). Правдухин отмечает наивность и красоту стихов С. Есенина. Вместе с поэтом он вносит предложение об оказании помощи политическим заключенным, организует еженедельные передачи в Бутырскую тюрьму. В Москве он слушает курс лекций в народном университете имени  Шанявского, выступает в печати со статьями.

В 1919 году он работает в Челябинске, где его выдвигают на ответственную работу в губернский отдел народного образования. Здесь он встретился с будущей  своей женой, известной советской писательницей А.Н. Сейфулиной. В трудных условиях того времени, недоедая и недосыпая, вместе с женой принимает самое активное участие в культ урной жизни страны, организует клубы, читальни, библиотеки, детские дома, театры, выступает с лекциями перед красноармейцами, занимается ликвидацией безграмотности среди рабочих, пишет статьи в газеты и работает над художественными произведениями.

Живя в Новониколаевске (Новосибирске), они организует издание журнала «Сибирские огни», первый номер которого вышел в марте 1924 года. На страницах журнала печатались А. Караваева, Ф. Березовский, поэты Н. Асеев, Д.  Алтаузен, С. Марков и многие другие. После Новосибирска, в 1923 году Правдухин переехал в Москву и сотрудничал в журналах «Красная нива» и «Красная новь». К 1925 по 1930 год жил в Ленинграде, а с 1931 года снова в Москве. Писать Валериан Правдухин начал очень рано. Писал рассказы, очерки, стихи. С 1914 начал систематически печататься в периодических изданиях. К числу первых произведений относятся его рассказ «Губернатор и архиерей», к сожалению затерянный в редакции журнала «заветы». В Челябинске Правдухиным были написаны две пьесы «Новый учитель» (или «Трудовая артель») и «Степанов клад». Первая пьеса рассказывала о жизни Акбулакской школы и самого автора, вторая – из жизни крестьян. Тут же им была написана повесть «Школа на маяке», о делах образцовой школы города Копейка.

Нас конечно больше связывает с творчеством  Правдухина пьеса «Новый учитель». Потому что жизнь учителя и учащихся, показанная в пьесе – это своеобразная летопись Акбулакской школы, страницы жизни самого учителя Валериана Павловича.

Автор не скрывает, а  наоборот подчеркивает последнее тем, что в подзаголовке указывает: «Пьеса из жизни одной школы», и сохраняет подлинное название и не подлинные имена учеников, сквозь же,  встречаются знакомые нам фамилии: Филипповы, Пташкины, Перецвет, Коноваловы и другие. Пьеса эта вышла в Челябинске отдельной книгой, впервые становятся артистами народного дома, а затем идет на сцене Московского театра.

Для нас, акбулакчан, она ценна тем, что раскрывает одну из страничек жизни дореволюционного Акбулака и об этом рассказано и показано на всю страну.

В «Сибирских огнях» и других журналах  В.Правдухин  выступил  как    талантливый критик с рядом статей о ведущих советских писателях: В.Маяковском, А Фадееве, С.Есенин и др. В 20 годах им были написаны и опубликованы книги: «По излучинам Урала», «Гугенот из  Тересберки», пьеса «Виринея» (эта его пьеса  создана совместно с его женой Л. Сейфулиной). И ставилась не только в Советском Союзе, но и во Франции, Чехословакии.

Когда знакомишься с творческим наследием В. Правдухина, то невольно представляешь в его лице разностороннего, талантливого человека и активного общественного деятеля. Драматург, прозаик и критик. Человек большого сердца он был не только талантливым писателем, но и страстным охотником. В.Правдухин горячо любил родные места безбрежные уральские степи, много раз исходил их с ружьем за плечами, проплыл по древнему Яику на лодке много  тысяч километров. Он  знал Урало- Каспийский край, как истый его следопыт. Страсть к путешествиям и охоте в этом непоседливом человеке пробудилась еще в детстве, она забросила писателя в зрелые годы на Кавказ, потом на Алтай. Очередные отпуска  он проводил всегда в поездках по родной стране и исколесил её вдоль и поперек.

В итоге этих странствий в 1930 году появилась книга «Годы, тропы, ружье». Страницы описаний уральской и сибирской природы очень лиричны, писатель показывает жизнь и быт местного населения – казахов, башкир, киргизов, казахов, алтайцев эта книга волнует читателей и сей час.

С 1931 года писатель приступил к работе над романом «Яик уходит в море».Валериан Павлович много изучал и хорошо знал историю Уральского казачества. Роман «Яик уходит море» - своеобразная художественная летопись свободолюбивого Яицкого казачества. Яркий  колорит  народного  языка и быта воссоздан пером талантливого мастера.

Любовь к Оренбургскому краю В.П. Правдухина сохранилась на всю жизнь. Уже, будучи известным писателем, живя в Москве, он неоднократно приезжал поохотиться и отдохнуть в местах своего детства и юности. Неоднократно он устраивал вместе со своими братьями и друзьями лодочные экспедиции от Оренбурга вниз по Уралу

В одной такой экспедиции принимал участие в 1929 году Алексей Толстой, описавший  это уникальное путешествие в интересном очерке « Из охотничьего дневника». Последний раз писатель приезжал в Орск и охотился на озере Жеты – коль осенью 1935г. Впечатления этой охоты отразились в рассказе «Крылатые кочевники», напечатанном в 8 номере горьковского журнала «30 дней» за 1936 г.

Жизнь В. Правдухина закончилась трагически: в сентябре 1937 года он арестован по ложному обвинению. Умер писатель в лагере 15.07.09г. а имя его было предано забвению, будто не жил на свете человек, не работал, не писал.

Но творчеству Валериана Правдухина высокую оценку в свое  время дали такие  великие личности как А.В. Луначарский, Емельян Ярославский, Кржижановский.  Его книги «Виссарион Белинский – основоположник социальной эстетики» и «Творец и общество – искусство» были замечены В.И. Лениным и сейчас хранятся в кремлевской  библиотеке. В настоящее время  книги Валериана Павловича возвратились к своему читателю.