Суббота, 15.12.2018, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
...

Акбулакская центральная районная библиотека им. Правдухина

Литературная гостиная

 

 

Исмагил Шангареев:

Расстрел царской семьи – «преступление и наказание»

 

http://www.museum.ru/imgB.asp?66470

Николай Александрович Романов, его супруга Александра Федоровна, сын Алексей Николаевич, дочери Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна.

Вглядитесь эти лица. Семья последнего царя Российской Империи Николая II. Тысячи фактов свидетельствуют о том, что эти люди жили с честью и достоинствам, и точно также встретили свою смерть. Они как символ Небесной России – родины Пушкина, Толстого, Вернадского, Циолковского, Пирогова, Сеченова, Столыпина… Всех славных имен не перечислить.

Фотография царской семьи завораживает какой-то давно забытой духовной чистотой, гармонией удивительного единства душ. Великая княжна Ольга, сидящая на фотографии слева от своего отца, незадолго до расстрела, написала удивительное поэтическое послание, словно адресованное нам, живущим в России спустя 100 лет. Вот некоторые строки из этих буквально кровью написанных стихов:

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину бурных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

…………………………………..

Владыка мира, Бог Вселенной,
Благослови молитвой нас...
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.

 

И у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы -
Молиться кротко за врагов...

 

Вдумайтесь в эти слова – «Молиться кротко за врагов». Сколько душевной силы и истинного благородства в этом послании Вселенной, которое чудом дошло до нас, оставшись после расстрела царской семьи в печально известном Ипатьевском доме. И горько сознавать, что большинство из тех, кто живет в современной России до сих пор наивно верит в большевистские бредни об отсталой России, о «Николае кровавом» и т.п. Ни в чем никого не хочу убеждать.

Одно сегодня можно сказать с полной уверенностью – расстрел семьи Николая II был и будет всегда одним из самых страшных и противоестественных преступлений в истории человечества, наказание за которое понесла целая страна, ввергнутая в пучину бредовых идей, лагерного быта, воинствующего атеизма и проч.

С этим утверждением можно не соглашаться и сколь угодно долго прославлять достоинства социалистического лагеря. Однако, вместо дискуссии на эту тему, давайте лучше обратимся к некоторым фактам из того далекого прошлого, когда царь Николай II спешил в свой рабочий кабинет…

Николай II – в чине всего лишь полковника гвардии, в своем скромном военном облачении выглядел как угодно, но только не по-царски, как мы привыкли это представлять. Это был царь-труженик, царь – прообраз современного премьера или президента, при этом с большой долей аскетических черт.

Достаточно обратить внимание на его распорядок дня. Из каким-то чудом сохранившегося дневника II Николая известно, что даже в том случае если светские мероприятия заканчивались очень поздно, он поднимался около 8.30 утра. Бывали, естественно, некоторые сбои, которые царь в своем дневнике отмечал особо: «Сильно разоспался и не мог проснуться раньше 9 1/4».

Рабочий день царя начинался в 10 часов утра с визитов министров, которые представляли доклады для обсуждения. Каждому министру был определен «свой день», когда он мог предстать перед императором, докладывая о ситуации в «своей» сферах ведения. При этом, надо сказать, что существовал определенный регламент министерских докладов, который строго соблюдался, дабы не отвлекаться на несущественные вопросы.

http://anahnu.ucoz.ru/_ph/2/372492055.jpg

Шестериков Николай (1877-1942). Портрет Императора Николая II

После докладов министров, царь вел прием граждан! Да, вы не ослышались – привычный в современном мире прием граждан, который ведут сегодня скорее депутаты и сенаторы, но никак не главы государств. Представления на прием от граждан бывали коллективные и индивидуальные. Так в своем дневнике Николай II отмечает: «После докладов принял 21 человека», «До завтрака принял 56 человек, военных и моряков в Ротонде». Однако, не будем далее вдаваться в детали рабочих буден последнего российского Императора. Посмотрим на результаты этой работы.

Россия начала ХХ века – страна, к которой во всех сферах науки и техники было применимо только одно слово – абсолютный лидер: первая подводная лодка, первый автомобиль, первый самолёт, первый трамвай, первая электростанция и много других изобретений, анализу появлений которых можно посвятить целую энциклопедию. Бесстыдная ложь о «лампочке Ильича» и знаменитый лозунг: «Социализм - это советская власть плюс электрификация всей страны» - не более чем пропагандистский трюк.

В книге Николая Симонова «Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО», вышедшей в 2016 году, на основе реальных исторических фактов, множества архивных документов, говорится о том, что на рубеже XIX–XX вв. Россия прошла начальный этап электрификации и накануне Октябрьской революции имела производственный и научно-технический потенциал, достаточный для опережающего развития электроэнергетики и освоения природных энергетических ресурсов.

Сегодня идут споры дал ли сам Ленин приказ расстрелять царскую семью, положив, тем самым, некий символический конец великим начинаниям в истории России, или был какой-то англосаксонский след в этом деле. Но бесспорно одно: по прямому указанию Ленина был выслан из России весь цвет духовной и интеллектуальной элиты. Носителей российской славы во всех областях науки и культуры увозили теплоходы из Одессы и Севастополя, забитые до отказа поезда отправлялись из Москвы в Германию, Латвию, Финляндию. Считалось (и это редчайшая дикость), чем ярче ученый или деятель культуры, будь он физик, врач или педагог, тем больше он был виновен перед советской властью.

  • Троцкий писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода ее расстрелять, но невозможно было терпеть. Вот так, пореволюционному прямо – не было повода расстрелять, а вот расстрелять царскую семью, видимо, повод был.

Многие читатели, мне могут возразить, что мол технологические успехи – это хорошо, а что вы скажете о деревне российской, о которой Сергей Есенин писал:

В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.

Лирика путь остается лирикой, факты говорят, что доля производственных средств – земли и животных – на 1916 год уже принадлежала крестьянам – они осуществляли 89,3 % посевов и владели 94 % сельскохозяйственных животных. Благодаря такому положению дел, к 1913 году Россия становится крупнейшим в мире экспортёром зерновых культур, льна, куриных яиц, молока, масла, мяса, сахара и пр.

В сборнике «Советский Союз в зеркале политического анекдота» меня поразило исторически точное высказывание о Никите Хрущёве, которое якобы принадлежало Уинстону Черчиллю: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха».

Но, пожалуй, главное, что характеризует Николая II как целеустремленного и дальновидного правителя - это удачно проведённая денежная реформа. Устойчивая золотая валюта пользовалась высоким доверием и на внутреннем денежном рынке, и за границей. Российский рубль опережал марку, франк, уступая только доллару и фунту стерлингов.

 

http://www.rarecoins.ru/assets/images/foto-lotov/03-555_k650.jpg

Один из самых ярких министров царского правительства Сергей Юльевич Витте, оценивая денежную реформу писал: «Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II». И вот, что еще должны знать те, кто сегодня в недоумении, почему мы обращаемся к этой трагической для России дате – расстрелу царской семьи: объём золотого запаса был крупнейшим в мире! Достаточно посмотреть на эти цифры, чтобы понять, что человек ежедневно идущий на работу в своем скромном полковничьем мундире сделал для нашей страны:

  • 1917 год – 1 311 тонн,
  • 1991 год – 290 тонн.

Не хочу говорить банальных фраз, но цифры говорят сами за себя. Хотя я знаю, что среди моих соотечественников найдется не мало тех, кто найдет тысячи оправданий полному провалу социалистической экономики как, собственно, и всего «красного проекта» в целом. Провал это был предрешен с самого начала своей исторической противоестественностью. В отличии от них, я целиком разделяю мнение Владимира Маяковского, высказанное поэтом в его удивительно емкой сентенции – «Для истории»:

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Поэт чувствовал, то что может даже сам до конца не понимал – трагедию деградации социума, которая началась с падения самодержавия.

Из Завещания Государя Императора Александра III наследнику:

Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним и Россия рухнет.

Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц.

Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России.

Охраняй самодержавие, памятуя притом, что Ты несешь ответственность за судьбу Твоих подданных пред Престолом Всевышнего.

Вера в Бога и в святость Твоего царского долга будет для тебя основой Твоей жизни.

Николай II оставался верен заветам своего отца до последней минуты. И не его вина, что крушение самодержавия вызвало «немедленный развал» всех областей внутренней жизни, из которого страна потом долго выбиралась по ступенькам сталинского ГУЛАГА. Того самого «архипелага», что не ограничивался колючей проволокой лагерей, но расползся по всей России, которая в чудовищных муках восстанавливала остатки своей былой мощи. Для этого она в основном использовала ту хозяйственную, научную, производственную, культурную и образовательную базу, которая была создана в Российской Империи, целенаправленной и талантливой работой Николая II и его соратников.

В заключении, надо сказать, что я никогда не разделял и не разделяю идеи монархизма, даже с умилением наблюдая как в Великобритании народ любит и чтит свою королеву. Однако, твердо убежден, что сегодня, отмечая всей страной эту страшную дату расстрела царской семьи, мы не должны повторять привычную для большинства ложь об отсталости царской России, но оценивая прошлое с позиций исторической науки сегодняшнего дня – говорить только правду, какой бы горькой она не казалась.

 

Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Исмагил Шангареев

Социокультурные горизонты Татарского мира: татарская деревня Османие в Турции

http://nailtimler.com/tatars_abroad/pic_abroad/turkey_osmanie.jpg

 

В наши дни Татарский мир представляет собой глобальный цивилизационный феномен сетевой структуры, ядром которой является Республика Татарстан, далее практически все регионы Российской Федерации, страны Ближнего зарубежья и все континенты, где татарские диаспоры создают свой особый мир культуры, родного языка, народных традиций и обычаев.

 

 

 

ОСАМАНИЕ – ЗАПОВЕДНЫЙ УГОЛОК ТАТАРСКОГО МИРА В ТУРЦИИ

 

Редким примером заповедного уголка Татарского мира является деревня Османие (прежнее название Корухоюк), основанная в конце девятнадцатого столетия преимущественно переселенцами из нынешнего Татарстана и Оренбургской области.

В этом году, в дни празднования Сабантуя, этот заповедный уголок татарской национальной культуры посетил мой сын Мухаммад Шангареев, и его впечатления от этой культурологической экспедиции во многом легли в основу этой статьи, дали богатый материал для размышлений о многообразии диаспор Татарского мира, и места каждой из них в его сетевой структуре.

Географически Османие расположена в центральной части Анатолии, в районе Чифтелер провинции Эскишехир. Эта земля была пожалована переселенцам турецким Султаном Абдул-Хамидом (он же 99 халиф) и может в память о нем, свергнутым Младотурецкой революцией, татарские переселенцы нарекли свою деревню Османие.

 

«ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»

 

Беседуя с моим сыном Мухаммадом, которому довелось общаться со старожилами Османие, я обратил внимание на то, что они, пытаясь объяснить почему их предки покинули свою родную землю, указывали лишь одну главную причину: стремление сохранить свою веру.

 

 

Многие скажут, что, уйдя от Русских революционных потрясений они пришли к Младотурецкой революции. Да, но все же не будем сравнивать масштабы и глубину революционных перемен в России и Турции.

В Османие уже давно не функционирует школа, но на ветхой стене (теперь это некое подобие культурного центра) еще висит портрет Тукая, который словно вслед татарским переселенцам писал: «Мы не уйдем… Уйти не могут города и реки! Здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки! Здесь родились мы, здесь росли, и здесь мы встретим смертный час. Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас».

Я - патриот России. Тукай поэт, каждого слово которого живет в моем сердце, так как в каждом его слове - откровение Татарского мира, впитавшего все противоречия, и все чаяния татарского народа. Но патриотизм не должен быть лозунгом, однозначным понимаем событий. В подлинном патриотизме, по моему глубокому убеждению, не должно быть черно-белого восприятия реальности. Реальность – многоцветна.

 

«МЫ УЙДЕМ…»

 

Пытаясь понять смысл пути тех татар, кто выбрал более 100 лет назад добровольное изгнание, я предпринял попытку перенестись во времени в начало XX вв.

Сделать это нетрудно. Достаточно взглянуть на жизнь Гаяза Исхаки – выдающегося татарского мыслителя, который не так широко известен нежели Тукай, но оказал на формирование социокультурной составляющей Татарского мира не менее значительное влияние.

Хочу обратить ваше особое внимание не только на то, что делает Исхаки, но на контекст его деятельности: «С началом революции 1905 года Гаяз Исхаки активно участвует в митингах, крестьянских сходках, пишет статьи, издаёт собственную газету «Тан йолдызы» («Утренняя звезда»). В августе 1905 года на первом мусульманском съезде в Нижнем Новгороде Гаяз Исхаки возглавляет группу социалистов. В этот период его имя звучит в татарской прессе, он — признанный лидер в политических кругах и бесспорный авторитет новой татарской литературы реалистического направления. В 1906 году Исхаки был впервые арестован и заключён в Чистопольскую тюрьму. Через год — повторный арест и ссылка на три года в Архангельскую губернию…». (Из публикации: Гаяз Исхаки «Кто он? Кто он, кто нашу нацию взрастил?»).

Все эти потрясения, естественные и понятные, когда речь идет о таком ярком политическом деятели как Гаяз Исхаки, несомненно, грозным эхом перемен доносились до татарской деревни, которая жила своим привычным укладом. Но не вызывает сомнения, что даже в деревенской тиши, люди чувствовали приближение «века волкодава» (как ощутил его Осип Мандельштам) - времени воинствующего атеизма, когда мечети и церкви пойдут под склады, а основы веры будут преданы поруганию. И вот, беседуя с сыном о татарской деревне Османие, что каким-то чудом возникла на турецкой земле, я задаюсь вопросом: как эти простые деревенские люди, нашли в себе силы сказать: «Мы уйдем!».

Недавно, среди литературных опытов д-ра Ибн Ильяса, я обратил внимание на стихотворение «Дороги предков», очень хорошо отражающее суть того, чем был этот исход, эта попытка сохранить веру и свой национальный уклад:

 

Люди в поисках Аллаха

Брали в Путь суму да посох,

И никто не ведал страха

И не задавал вопросов.

 

И никто не знал, что дальше

Ждет его, но верил свято,

Что уйдет от лжи и фальши

И придет к любви когда-то.

 

Люди, рожденные в Свете исламской культуры, пошли за этим Светом в далекую Османскую империю, ведь сказано в Коране: «Скажи, о Мухаммад: «Коль Вы Аллаха возлюбили, то следуйте за мною, - Тогда и Вас Аллах возлюбит…» (Сура Аль-Имран, стих 31). Они построили на турецкой земле свой мир – маленькую деревню, которую большинство их потомков в наши дни, увы, покинули, переехав в города, обретя в Турции вторую родину.

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПРОШЛОЕ

 

Мой сын Мухаммад говорит, что деревня Османие произвела на него большое впечатление своей первозданностью, он словно заглянул во времена, когда его прадед Мухаммад Хафиз Шангареев шагал по предначертанному ему пути на Первую мировую войну, храбро сражаясь «За царя и Отечество». Слушая рассказы сына, мне представляется, что татарская деревня Османие несет в себе некий образ прошлого, который утратив социальные смыслы, остался застывшим во времени уголком культуры.

Оказавшись в Османие, вы ощутите историю буквально кожей. Все здесь пропитано татарскостью, татарским духом, верой татар, которую они несли сюда в своих сердцах в буквальном смысле через горы и моря. В центре Османие, опять же согласно татарской традиции, располагается площадь в виде треугольника, в которой находятся мечеть и школа (ныне культурный центр). Из истории известно, что татары строительство деревни начинали со школы и мечети, как бы вынося за их периметр жилые улицы. Мой сын Мухаммад говорит, что мечеть и школа сохранились в том первозданном виде, который был им присущ, когда они служили первым переселенцам в начале ХХ века. Однако, если школа является обычным строением, то архитектура мечети выполнена в традиционном татарском стиле, а ее убранство несет в себе присущей только татарскости домашний уют и теплоту зеленых тонов.

Многие читатели могут задать справедливый вопрос, а к чему сегодня татарам такие заповедные деревни, которые в основном покинуты и находятся практически вне социума? Скажу так: подобные деревни – подлинные жемчужины Татарского мира, которые сегодня, благодаря руководству Республики Татарстан, обретают новые социокультурные смыслы как маяки Татарского мира на планете.

 

САБАНТУЙ ИДЕТ ПО МИРУ

 

 

 

этом году мой Сын Мухаммад стал участником татарской этнокультурной экспедиции из ОАЭ по странам, где проводился Сабантуй, в частности посетил Италию, где успешно функционируют Ассоциации культуры «Татары в Италии» и Ассоциация "Татарская диаспора в Италии". Однако ключевым направлением, в рабочем графике Мухаммада Шангареева было посещение Субантуя в татарской деревне Османия, которая благодаря этому празднику прямо на глазах превращалась в уникальный этнокультурный центр Татарского мира.

Наряду с участниками этнокультурной экспедиции из ОАЭ, Сабантуй в Османие посетили гости из разных городов Турции – Анкары, Стамбула, Измира, Коньи, Анталии и др. В самом любимом татарском празднике приняли участие почетные гости: руководители районных властей Чифтелер, на территории которого расположена Османие, представители Министерства иностранных дел Турции, общественных организаций, деятели культуры и искусства.

Республику Татарстан на празднике представляло Полномочное представительство республики в Турции и группа деятелей культуры. Особо следует отметить участие в празднике студентов из Татарстана, обучающихся в турецких высших учебных заведениях.

Для освещения мероприятия на праздник прибыли представители местных СМИ, а также журналист из Татарстана - специальный корреспондент газеты «Республика Татарстан», руководитель проекта «Открытый Татарстан - время молодых» Гамира Гадельшина.
Важно особо подчеркнуть, что в торжественной обстановке было зачитано Поздравление Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, в котором было подчеркнуто, что праздник Сабантуй является хранителем истории, культуры и обычаев богатой татарской культуры. Таким же хранителем богатого культурного наследия на турецкой земле, - было отмечено в поздравлении Президента, - явилась Татарская диаспора, объединившая сегодня на Сабантуе представителей разных национальностей, благодаря чему этот замечательный праздник стал поистине интернациональным событием - символом братства, дружбы и культурного взаимообогащения.

Простые, казалось бы, слова, но важно то, что первое лицо Татарстана придает такое большое значение празднованию Сабантуя в маленькой татарской деревне в Турции.

Так, благодаря личному участию Минниханова, создаются маяки татарской культуры, так сегодня живет и развивается Татарский мир, опровергая выводы и прогнозы, сделанные в повести-антиутопии Гаяза Исхаки «Ике йоз елдан сон инкыйраз» («Вымирание через 200 лет»), в которой он описывает исчезновение татар как нации.

 

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В КАЗАНЬ

Татарская деревушка Османие в Турции в наши дни почти опустела и замечательно, что новое поколение татар, рожденных и выросших здесь, и живущих в основном в турецких городах, мечтает о Казани, о Татарстане – родине их предков, об «умом непостигаемой» России. И кто знает, может через определенное количество лет, на землю Татарстана вернуться потомки тех, кто когда-то создал крохотный маячок татарской культуры под названием – Османие. Ведь законы социокультурной притягательности нередко функционируют по принципу прямых и обратных связей, которые в сетевой структуре Татарского мира могут проявляться и через 100, и через 200 лет. Главное, что татарская нация продолжает наращивать пассионарность, активно участвовать в строительстве государства Российского, создавая по всему миры маяки культуры и межнационального сотрудничества.

 

 

Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).